top of page

Роспись стен – самый древний декор


Украшение интерьера – это не прихоть и не простое желание придать своему дому атмосферу, созвучную внутреннему миру. Это целое искусство, которое имеет многовековую историю, свои традиции и особенности, подчиняется изобразительным законам, отражая индивидуальность каждого создающего его автора. Роспись стен находится фактически у истоков зарождавшейся культуры: наскальные изображения эпохи позднего палеолита и раннего мезолита северной Норвегии дошли до нас сквозь тысячелетия и не утратили своей прелести. Благодаря работам первобытных мастеров удалось составить представление о том, чем жил и дышал человек десять тысяч лет назад. Охота, собирательство, активное освоение металла и изготовление из него простых орудий, судоходство – столь информативно рассказать о жизни племен, заселявших свободные от ледников территории, могут нам именно наскальные рисунки. Со школьных времен всем известны найденные в Испании наскальные изображения бизонов в пещере Альтамира. Это настоящее чудо, перевернувшее представления ученых о видении мира и мышлении древних людей. Действительно, искусство и уникальная техника использования природных красящих материалов: угля и охры, говорят о том, что человек имел чувство прекрасного и умел его выражать. Такой вывод можно сделать даже не смотря на то, что доподлинно неизвестно назначение наскальной росписи: проведение обрядов и таинств перед охотой, выражение религиозных чувств – пока лишь наиболее вероятные предположения, которые позволяют обосновать появление на стенах древних жилищ фигур лошадей, кабанов, бизонов. Удивительна и точность, с которой древние мастера отображали реальность, как искусно следовали интуиции, подбирая формы и оттенки для достижения поставленных целей! Отдельным предметом восхищения, а вместе с тем и целой исторической вехой является древнеегипетские росписи стен. Это уже гораздо более разнообразные по функциональности картины: декоративная роспись, магическая, призванная сделать загробную жизнь фараонов легче, иллюстрация исторических событий и повседневных практик. Художественные приемы древнеегипетских мастеров послужили отправной точкой и уникальным источником вдохновения живописцев эпохи классицизма, ампира, модерна. Практически не сохранилось примеров древнегреческой росписи: в основном о её достоинствах остается судить по описаниям. В то, что это были великолепные и достойные восхищения творения легко поверить, любуясь чернофигурной и краснофигурной вазописью. Изображения на древнегреческих амфорах и киликах знакомы каждому, кто хотя бы отдаленно знаком с историей искусств: это четкие и лаконичные образы, удивляющие простой изысканностью. Росписи Древнего Рима во многом основаны на подражании древнегреческим образцам. Образцы древнеримской росписи стен дошли до наших дней в Геркулануме и Помпеях: это удивительный реализм, который очевидно воссоздается из воображения мастера. Возможно, поэтому древнеримские портреты несут черту жесткости: их огромная часть составлена не живой натурой, а художественным видением живописца, извлекающего детали из своего воображения и памяти. Глубокий символизм пронизывает средневековое искусство, что особенно ярко проявилось и в росписи храмов. Плоскостные фрески располагались в строгом соответствии со значением каждой части средневековой церкви. Позднее готическая архитектура способствовала тому, что роспись стен уступила свою абсолютную художественную власть витражам, которые украсили устремленные к небу ажурные храмы. В эпоху Возрождения роспись стен вновь занимает свое почетное место, позволяя создать уникальные шедевры культуры. Эпоха поиска и реализации человеческих возможностей привнесла в сюжеты удивительное разнообразие и свободную одухотворенность. Подражая образцам античности, художники эпохи Возрождения с большим искусством делали центром своих работ человека и гармоничную красоту его тела. Роскошное оформление интерьера, удивительное разнообразие форм и красок – все это принесло великолепное барокко. Витиеватые узоры, пышные цветы, шикарные туалеты дам и мягкость линий – этот чрезвычайно богатый сюжетами, творческими возможностями и сочными красками стиль сделал роспись стен и потолков не просто искусством, а предметом роскоши и восхищения. Последней нотой эпохи Классицизма становится изящный стиль ампир. По праву названный императорской роскошью, ампир является прямым наследником французской империи, происходя от этого французского слова «empire». Триумфальные венки, символы славы и власти, помпезные образы – в росписи стен эти особенности проявились со всей яркостью. Нередко ампир в своих образах обращается к наследию Древнего Египта: во многих работах встречаются сфинксы и грифоны, подчеркивающие величие императора. Орнаментальность, мягкость и приглушенная нежность форм присутствуют в росписях модерна. В росписи часто присутствуют растительные мотивы, контуры образов плавные, фигуры людей вытянуты и обведены. Точное представление об этом уникальном периоде искусства можно составить, ознакомившись с великими работами М. А. Врубеля, А. Н. Бенуа, В. М. Васнецова, Густава Климта. Дальнейшее развитие настенной росписи было ещё более разнообразным и удивительным, все богатство форм и художественных возможностей щедро воплотилось в работах мастеров 20 века. Так, начало 20 века ярко ознаменовалось революционными работами Мексиканских живописцев: Д. Ривера, Д. Сикейроса, Х. К. Ороско. Это было смелое и актуальное направление искусства, но сегодня человек имеет все возможности, чтобы дать ответ любым своим чувствам, проявить в искусстве все богатство своей истории. Поэтому роспись стен не только не теряет своей актуальности, но и становится более разнообразной, индивидуальной, не ограниченной привычными формами и стилями. С полной уверенностью можно сказать, что наступило время возможностей, которые поистине кажутся безграничными.

留言


Избранные посты
Проверьте позже
Когда посты будут опубликованы, вы увидите их здесь.
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page